Система управления рисками

Управление рисками в ОАО "Банк развития Республики Беларусь" является составной частью корпоративной культуры и позволяет обеспечить финансовую надежность Банка для реализации стратегических целей, поставленных акционерами.

В основу системы управления рисками Банка положены рекомендации Базельского комитета по банковскому надзору, Национального банка Республики Беларусь и разработки международной банковской практики в данном направлении.

Сформированная в Банке система управления рисками базируется на следующих основных принципах:

  • Принцип осведомленности. Банк осведомлен обо всех основных присущих банковской деятельности рисках. Принятие решений о проведении любой операции (сделки) производится после всестороннего анализа рисков, возникающих в результате такой операции (сделки). Каждый работник Банка осведомлен о действующей в Банке системе управления рисками и участвует в процессе управления рисками в рамках выполняемых должностных обязанностей.
  • Принцип адекватности. Сформированная в Банке организационная структура, применяемые процедуры и инструменты риск-менеджмента адекватны масштабу и сложности осуществляемых банковских операций и иной деятельности. Уровень одобрения операции (сделки) зависит от величины присущего ей риска (чем выше риск, тем выше уровень принятия решения о возможности ее совершения).
  • Принцип распределения ответственности. Банк обеспечивает постоянное участие органов управления в организации и функционировании системы управления рисками, а также четкое распределение полномочий по управлению рисками и ответственности между Наблюдательным советом, Комитетом по рискам Наблюдательного совета, Комитетом по аудиту Наблюдательного совета, Правлением, иными коллегиальными органами и должностными лицами Банка, подразделением по управлению рисками, подразделениями, генерирующими риски, и взаимодействие между всеми указанными участниками процесса управления рисками.
  • Принцип непрерывности и интеграции. Управление рисками является непрерывным процессом, интегрированным в бизнес-процессы путем включения в них контрольных операций, позволяющих не допустить нарушения установленных ограничений на уровень (величину) риска, а также производить мониторинг фактического уровня (величины) риска.
  • Принцип независимости. В банке функционирует подразделение по управлению рисками, являющееся независимым от подразделений, генерирующих риски, что обеспечивается его непосредственным подчинением должностному лицу, ответственному за управление рисками в Банке, которое напрямую подчиняется Председателю Правления.
  • Принцип комплексности. Банк обеспечивает формирование комплексной системы управления рисками, которые могут оказывать влияние на деятельность Банка. Координация деятельности по управлению всеми рисками Банка осуществляется подразделением по управлению рисками.
  • Принцип информированности. В Банке формируется система управленческой отчетности о функционировании системы управления рисками и уровне (величине) рисков, посредством которой с установленной периодичностью осуществляется информирование органов управления Банком.
  • Принцип совершенствования. Банк осуществляет постоянное совершенствование системы управления рисками с учетом результатов периодической оценки ее эффективности.

Банк в своей деятельности сталкивается с основными видами банковских рисков, такими как кредитный риск, страновой риск, рыночный риск, процентный риск банковского портфеля, риск ликвидности, операционный риск, стратегический риск, риск потери деловой репутации, риск концентрации.

Организационная структура системы управления рисками, генерируемые ею информационные потоки, распределение областей ответственности и полномочий должностных лиц, порядок их осуществления, порядок взаимодействия между подразделениями, подчиненность и подотчетность подразделения, осуществляющего управление рисками, порядок информационного обеспечения подразделений, ответственных за принимаемые риски, по вопросам управления рисками, порядок принятия решений организовываются Банком таким образом, чтобы исключить конфликт интересов, в том числе между подразделением, осуществляющим управление рисками, и подразделениями, генерирующими эти риски, а также подразделением, осуществляющим внутренний контроль в Банке.

В организационную структуру системы управления рисками входят: Наблюдательный совет, Комитет по управлению рисками и Комитет по аудиту, созданные при  Наблюдательном совете, Правление Банка, Финансовый комитет, Кредитный комитет Банка (Кредитный комитет филиала), Комитет по работе с проблемными активами, должностное лицо, ответственное за управление рисками, подразделение риск-менеджмента, подразделение внутреннего контроля, служба аудита, структурные подразделения.

По согласованию с Наблюдательным советом (решение от 21.12.2016 №38) заместитель Председателя Правления Ясинская Н.А. назначена должностным лицом, ответственным за управление рисками.

Банк осуществляет процесс управления рисками путем постоянной идентификации, оценки, мониторинга, ограничения и контроля принимаемых рисков. Методологические подходы по управлению рисками, описание методик, моделей, состав управленческой риск-отчетности конкретизируются в отдельных локальных нормативных правовых актах Банка.