Управление рисками в ОАО "Банк развития Республики Беларусь" является составной частью корпоративной культуры и позволяет обеспечить финансовую надежность Банка для реализации стратегических целей, поставленных акционерами.
В основу системы управления рисками Банка положены требования Национального банка Республики Беларусь, рекомендации Базельского комитета по банковскому надзору и разработки международной банковской практики в данном направлении.
Сформированная в Банке система управления рисками базируется на следующих основных принципах:
1-ая линия защиты от рисков – структурные подразделения (работники), совершающие операции (выполняющие функции), подверженные рискам, и отвечающие за генерируемые в процессе совершения операций (выполнения функций) риски в пределах возложенных на них обязанностей и предоставленных полномочий;
2-ая линия защиты от рисков – структурные подразделения (работники), ответственные за разработку в Банке локальных правовых актов, направленных на формирование системного подхода к управлению рисками; внутренний мониторинг и контроль рисков со стороны структурных подразделений (работников), независимых от бизнес-подразделений;
3-я линия защиты от рисков – структурное подразделение, выполняющее функции внутреннего аудита в Банке, осуществляющее периодическую оценку эффективности системы управления рисками и информирующее органы управления (должностных лиц) Банка об установленных недостатках в функционировании системы управления рисками.
Банк обеспечивает постоянное участие уполномоченных органов в организации и функционировании системы управления рисками, а также четкое распределение полномочий по управлению рисками и ответственности между Наблюдательным советом Банка, Комитетом по рискам Наблюдательного совета Банка, Комитетом по аудиту Наблюдательного совета , Комитетом по бюджету, вознаграждениям и назначениям Наблюдательного совета Банка, Комитетом по стратегическому развитию Наблюдательного совета Банка, Правлением Банка, иными коллегиальными органами и должностными лицами Банка, подразделением риск-менеджмента, подразделениями, генерирующими риски, и взаимодействие между всеми указанными участниками процесса управления рисками.
информирование органов управления Банком;
принятие управленческих решений, направленных на оптимизацию присущих рисков;
развитие системы управления рисками.
Банк в своей деятельности сталкивается с основными видами банковских рисков, такими как кредитный риск, страновой риск, рыночный риск, процентный риск банковского портфеля, риск ликвидности, операционный риск, стратегический риск, риск потери деловой репутации, риск концентрации.
Организационно-функциональная структура системы управления рисками, генерируемые ею информационные потоки, распределение областей ответственности и полномочий должностных лиц, порядок их осуществления, порядок взаимодействия между подразделениями, подчиненность и подотчетность подразделения риск-менеджмента, порядок информационного обеспечения подразделений, ответственных за принимаемые риски, по вопросам управления рисками, порядок принятия решений организовываются Банком таким образом, чтобы исключить конфликт интересов, в том числе между подразделением риск-менеджмента и подразделениями, генерирующими эти риски, а также подразделением, осуществляющим внутренний контроль в Банке.
В организационную структуру системы управления рисками входят: Наблюдательный совет Банка, Комитет по рискам Наблюдательного совета Банка, Комитет по аудиту Наблюдательного совета Банка, Комитет по стратегическому развитию Наблюдательного совета Банка, Комитет по бюджету, вознаграждениям и назначениям Наблюдательного совета Банка, Правление Банка, Финансовый комитет Банка, Кредитный комитет Банка (Кредитный комитет филиала), Комитет по работе с проблемными активами Банка, Комитет по классификации активов Банка, Комитет по информационным технологиям Банка, должностное лицо, ответственное за управление рисками, подразделение риск-менеджмента, подразделение внутреннего контроля, сектор комплаенс контроля финансовых операций, служба аудита, структурные подразделения.
По согласованию с Наблюдательным советом (решение от 28.02.2023 №10) Заместитель Председателя Правления Панкевич К.А. назначен должностным лицом, ответственным за управление рисками.
Банк осуществляет процесс управления рисками путем постоянной идентификации, оценки, внутреннего мониторинга, ограничения и контроля принимаемых рисков. Методологические подходы по управлению рисками, описание методик, моделей, состав управленческой риск-отчетности конкретизируются в отдельных локальных нормативных правовых актах Банка.